Orden Anistofil

Orden Anistofil

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Orden Anistofil » Древний круг » Художественная обработка по кости (объемная резьба)


Художественная обработка по кости (объемная резьба)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Методическое пособие «Художественная обработка кости (объемная резьба)» разработано директором муниципального учреждения дополнительного образования детей «Эгвекинотская детская школа искусств» Георгием Егоровичем Семеновым в 2007 году (п. Эгвекинот Иультинского муниципального района). Данная разработка заняла 1-е место в номинации «Лучшая методическая разработка в области народных художественных промыслов» Первой выставки-ярмарки народных художественных промыслов Чукотского автономного округа «Пеликен-2010».

Введение

Уэлен – поселок, расположенный на самом крайнем северо-востоке Азии.

Это название знакомо почти всему миру. Отсюда начинались пути развития традиционных видов народного творчества чукчей и эскимосов с древних времен до наших дней.

Искусство резьбы по кости, развивались на основе общественно-трудового опыта чукчей и эскимосов, в присущей ему форме отражало мировоззрение этих народностей. Основной темой произведений резчиков стал животный мир, с которым резчики постоянно сталкивались в своей жизненной практике. В основном изображали в скульптуре различные сцены охоты на диких животных и борьбы животных между собой: моржей на льдине, белых медведей охотящихся за нерпой около продушив во льду и конечно, охотников в единоборстве с белым медведем.  Мастера – косторезы прекрасно знают этот мир, который ими изображается.

Чукотско-эскимосская культура, сложившаяся на пересечениях двух великих контингентов, одна из древнейших на нашей планете. Ее отблески лежат на детских работах, изделиях мастеров, в которых отражен богатый мир Чукотских сказок и легенд, вечного борения с суровой природой и любви к ней.

Особенно ярко эта древняя культура и ее навыки проявляются в резьбе по кости, в чудных вышивках на унтах и кухлянках, в узорах из белого подшейного оленьего волоса и кожи. Просто копировать оригинал считается малоинтересным. Творчество будущих мастеров и проявляется в том, чтобы настичь сам дух, саму сердцевину произведения народного искусства.

Самобытные коврики и другие изделия из меха и кожи, несущие в себе многие тайны уникальной орнаментики, и резная кость создают неповторимый колорит дальнего Севера. Радостно, что этот прекрасный вид народного искусства не только изучается, но и сохраняется.

Издавна преемственность к народному искусству: от отца к сыну, из поколения в поколения передавались сюжеты, темы, образцы народного искусства, навыки мастерства, профессиональные тайны, воспитывалась любовь к родному краю, к прекрасному.

Сегодня передача навыков традиционного художественного ремесла идет по нескольким руслам: в семье, обучение у старого мастера, на уроках в общеобразовательной школе и в специальных школах искусств.

На самом краю суровой чукотской земли создаются специальные школы где дети чукчей и эскимосов учатся резьбе по кости, живописи, рисунку, скульптуре.  Дети – это новое поколение, в руках которых судьба древнего и молодого национального искусства.


Материал  (кость)


Чукотские мастера издавна использовали поделочную кость разных видов: бивни мамонта, клыки моржа, зубы кашалота, зуб моржа, скелетную кость кита, олений рог и рог лося (см. ил.1; 1.1; 2; 2.2; 3; 4; 5; 6; 7; 7.7; 8; 8.8).

Каждый из названых материалов обладает разными эстетическими ценными, особенностями строения и другими свойствами.

Клык моржа, мамонта, зубы моржа и кашалота имеют сходное строение костной ткани. Данное сырье состоит из трех основных слоев: верхний тонкий слой – эмаль; средний, основной – дентин; внутренний – пульпа. Верхний слой эмаль и цемент легко отслаивается, плохо шлифуется, поэтому верхний слой резчик срезает. При создании художественных изделий самым ценным материалом является -  дентин. Содержание кальция отражается на плотности слоев дентина: чем больше солей кальция, тем плотнее слои дентина и более пластичен материал. Этот материал позволяет выполнять объемную резьбу состоящую из однофигурной и многофигурной композиции, но резьба объема из животной кости  затруднительна, так как эта кость имеет очень тонкие стенки, а внутренность имеет пористую структуру. Поэтому – материал, предназначенный для художественной обработки должен быть тщательно отобран. При неблагоприятных условиях хранения все виды кости и рога подвержены разрушению, деформации – растрескиванию, расслаиванию, короблению.

Часто растрескивание и расслаивание происходят в результате нарушения температурного режима хранения, при резкой смене температуры воздуха в процессе обработки материала. Слишком влажная кость растрескивается при резком высыхании. Влажность и температура – основные параметры, влияющие на сохранность и качество кости и рога.  Меньше растрескивается и расслаивается кость, прошедшая  полировку, которая способствует уплотнению поверхности. В меньшей степени названным порокам подвержена  животная кость.

Сушка кости должна происходить постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных и горячих струй воздуха. Срок хранения моржовой кости и зуба кашалота до необходимой степени высыхания два года.


Скелетная кость морских животных


За последние годы Чукотские мастера стали испытывать нехватку сырья – моржовых клыков. Причиной явилась интенсивная охота на моржей во второй половине ХХ века, в связи с чем, резко сократилось поголовье этих животных. Охота на моржей сокращена до минимума. Только береговым Чукчам и Эскимосам – охотникам в виде исключения выдаются специальные лицензии на добычу отдельных моржей.

В замен моржовых клыков современные резчики – мастера по кости начали использовать для создания художественных изделий скелетную кость морских животных – кита, моржа.

Скелетная кость кита не так красива сама по себе и не так благородна по цвету и структуре. Этот материал в отличие от клыка моржа плохо полируется, имеет пористую фактуру.

В основном для резьбы выбираются  китовые ребра и челюсти. Это достаточно твердый материал, поддающийся художественной обработке. Она поддается обработке теми же инструментами, что и клык моржа,  резьба осуществляется бормашиной, фрезами – шарошками.

Техника обработки скелетной кости разнообразна: объемная резьба (скульптура), рельефная резьба, глубокая гравировка. Рельефные и гравированные композиции выполняют преимущественно на китовых ребрах. В отличие от гравировки по клыку моржа, которую делают ручным специальным инструментом, глубокую гравировку на китовых ребрах производят бормашиной. Качество этого материала диктует к лаконичному стилю резьбы и масштаб значительно больше, и по форме более тяжеловесны,  могущественны (см. ил. 9;10; 11).

В отличие от традиционного подхода к китовой кости, как к материалу чукотско-эскимосских мастеров, творческая группа художников поселка Эгвекинота, Иультинского района, начала широко использовать в своих работах позвонок, ребро и челюсть серого кита, которые в больших количествах скопились в местах разделки этих животных на всем побережье Восточной Чукотки. Им удалось развить и расширить чукотско-эскимосскую тему,  именно этот материал дал возможность вывести на первый план фигуру человека, бытовые сцены, фольклор, какую-то мистику, шутки, целые сцены охоты, рыбаки, праздники. Разнообразие сюжетов до сих пор привлекает ценителей искусства, коллекционеров (см. ил. 12; 13; 14; 15).


Олений рог


Олений рог  имеет мягкую и пористую структуру. Специфика строения рога влияет на характер использования его в художественных изделиях в виде объемной, рельефной и ажурной резьбе.  Использование монолитного конца рога позволяет резать объем традиционным способом, но изображения получаются малых размеров (см. ил. 16; 16.1).

Использование в скульптуре всего рога требует тщательного подбора материала по толщине стенок, рисунку, цвету.

Природная форма рога подсказывает резчику разнообразные решения форм изделий. Скульптура имеет преимущественно анималистический характер, трактовка формы условна, приближена к естественной форме материала. Изогнутая форма рога обусловливает некоторое однообразие скульптурных форм – рыбки, птицы, касаток, нерп.

Рельефная резьба может быть использована для создания декоративных накладок, украшающих какой – либо предмет, но может иметь и  самостоятельный вид рельефной резьбы. Резьба рельефа заключается в срезании с заготовки лишнего материала до полного выявления рисунка. Различают низкий рельеф – барельеф, высокий рельеф (почти круглая скульптура) – горельеф и контррельеф – изображение, заглубленное в фон.

Рельефная резьба нередко сочетается с другими видами обработка в виде ажурно-рельефной резьбы. Ажурно-рельефную резьбу применяют для отделки различных бытовых предметов. При резьбе по рогу направление резьбы следует подчинять  по направлению волокон материала. При резьбе по нему лучше пользоваться подрезным рельефом, близким к обработке дерева.

Олений рог хорошо поддается шлифовке и полировке. Этот материал обладает разнообразными декоративными качествами. После полировки ярко выражается богатство тона и цвета.


Бивень мамонта


Бивень мамонта имеет красивую структуру в виде тонкой сеточки, нежных, приятных оттенков желтоватого цвета. В силу своей твердости, долговечности, крупных размеров бивень мамонта – наиболее ценный поделочный материал (см. ил. 17; 17.1).

Пластичность этого материала допускает самые разнообразные решения в рельефной, объемной и  ажурной резьбе.

Запасы этого чудного материала трудно учесть. Добыча их очень сложна, так как обычно они находятся на дне рек, в болотистых местах, в тундре. Современные мастера – резчики не могут ориентироваться  на этот материал. Однако добыча его продолжается.  При строительстве промышленных предприятий, археологических раскопках, геологических изысканиях, особенно на Чукотке, на севере Якутии еще находят мамонтовые бивни.

В основном  с этим сырьем работают резчики западного района Чукотки, как Билибинские и Певекские мастера. Это  обусловлено запасом материала данных районов.

Клык моржа



Клык моржа – прекрасный материал для скульптуры. Он достаточно тверд, долговечен, пластичен. Красивый слегка желтоватый тон, хорошо поддающийся полировке, поверхность усиливают декоративный эффект скульптуры.

Начинающему косторезу необходимо знать строение сырца. Самые крупные клыки моржей длинной 70-80 см. и весят от 2 до 3 кг., средние клыки примерно 1 кг.  Форма клыка конусообразная  с утолщением у корня и небольшим изгибом внутри. В поперечном разрезе клыка видны три слоя:  первый – эмаль, второй – дентин, третий – пульпа (см. ил.18; 18.1).

Эмаль не более 1-2 мм имеет белый цвет и очень трудно поддается  шлифовке и полировке. Косторезы снимают верхний слой (эмаль). Второй слой клыка (дентин) красивый, слегка желтоватый тон, хорошо поддающийся полировке. Третий слой клыка  (пульпа) или шадры, находится внутри слоя, точнее в середине клыка, его структуре и цвету напоминает мрамор. Иногда этот слой снижает качество скульптуры. Обычно мастерам приходится строить скульптурный блок, чтобы пулька как можно меньше выходила на поверхность.

В настоящее время современное искусство художественной обработки кости на Чукотке выражает себя в трех основных видах – скульптуре,  рельефе и гравировке по клыку моржа.

Клык моржа применяют и в объемной резьбе (см. ил. 19; 20; 21;22).

Его твердость, прочность, пластичность и размер достаточны, чтобы выполнять не только однофигурную скульптуру, но и двух – трехфигурные композиции. Для обработки косторезы берут выдержанный клык. Бивень, недавно снятый с убитого моржа, не годится. Большую ценность представляет клык, найденный в земле пролежавший не одни сотни лет и имеет цвет от светло коричневого до темного иногда почти до черного цвета. В основном из него изготавливают мелкие фигуры, как собачьи упряжки.

Рельефной резьбой по клыку моржей чукотско-эскимосские мастера начали заниматься с 30-х годов. В технике рельефа выполняются многофигурные сложные композиции (см. ил. 23; 24).

Клыки, где пулька выходит на поверхность не желательного использовать в рельефной резьбе. Для выполнения рельефной резьбы сначала на поверхность наносят рисунок, затем идет подрезка по контуру рисунка и опускает фон на определенную глубину.

Еще более удивительным искусством является цветная гравюра на моржовом клыке (см. ил.25).

Для цветной гравировки подбирается клык, в котором нет трещин и пульпа не должна выходить на поверхность. Для гравировки клык берется правильной формы, а корневую часть отпиливают.  Верхнюю часть (эмаль) обрубают теслом, после этого клык обтачивается рашпилем или наждачной бумагой механическим путем. После обработки нельзя допустить на клыке даже мелкие царапины. Мастер – гравер берет в руки так называемый «коготок» (см. ил. 26) – острый стальной инструмент в виде крючка и рисует им, проводя тонкие, четкие линии – углубления. Углубление заштриховывается черным карандашом и протирается чистой тряпочкой. На клыке образуется тонкий линейный рисунок. Плоскости в нутрии контура заполняются специальными инструментами – стамесками с короткой нарезкой, которые называются кисточками для гравировки (см. ил. 27). Рисунок расцвечивается цветными карандашами.

Зуб моржа так же  применяют для выполнения художественных изделий  - украшений, миниатюрной  скульптуры и других вещей малых размеров.  Его костная ткань отличается белизной и однородностью: в  зубе нет пульпы.

Зуб кашалота имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки (вываривание челюсти) пульпа выпадает и у  основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала (см. ил. 28).

Зуб кашалота не уступает по эластичности, красоте цвета (приятый желтовато – розовый оттенок). Плотность и однородность его строения позволяют создавать миниатюрную скульптуру.

Зубы кашалота хорошо поддаются полированию, которое придает изделию благородный вид и выявляет оттенки цвета и текстуру материала. Особый художественный прием контраста полированной и матовой поверхности также обогащает декоративный облик изделия.


Выполнение объемной резьбы


Скульптура из кости бывает однофигурной и  многофигурной. Небольшие размеры кости позволяют выполнять из одного куска лишь одно и  двухфигурные композиции. Многофигурные композиции изготавливают наборными, то есть изображающую композицию набирают на  одну подставку из отдельных вырезанных скульптур.

Материал для заготовки выбирают в зависимости от размера изделия, формы композиции и вида резьбы.

На данном этапе мы опираемся на фигуру человека, на однофигурную композицию. Вырезание фигур людей ответственное и довольно трудное дело. Большинство ошибок начинающие резчики делают не в технике исполнения, хотя и это играет не маловажную роль, а к композиции. Для правильных композиционных решений необходимо знать анатомию человека, пропорции тела, движения и формы одежды, быть очень наблюдательным и последовательным.

Последовательность выполнения круглой скульптуры заключается в следующем. Составление эскиза в натуральную величину или в масштабе будущей фигуры. Эскизируют с разных сторон, но не менее чем с двух: вид спереди и сбоку.

При составлении эскиза надо учитывать расположение центра тяжести фигуры. В спокойно позе человека проекция его центра тяжести всегда приходится на площадь, очерченную  внешними сторонами ступней ног и линиями, соединяющими его носки и пятки. Если проекция вышла за пределы этой площади, фигура будет неустойчивая. В данной фигуре человека центр тяжести вынесен вперед с поддержкой палки, на что и упирается вся фигура. Надо учесть, что художественная выразительность не исчерпывается выбором правильного положения тела и его частей.  Необходимо художественное обобщение, которое заключается в выборе характерного типа. Излишние детали перегружают фигуру, отвлекают внимание и снимают художественную выразительность. Эскиз не нуждается в детальной отработке, но основные формы и размеры необходимо соблюдать.

Далее подбирается клык соответствующей величины. Зажимают его в тиски. Чтобы не лопнула кость, необходимо между губками прокладывать деревянные губки. Корневую часть отпиливают ножовкой с широким полотном по металлу. Начиная распил, полотно пилы устанавливают так, чтобы метка находилась с лева, а отбрасываемый кусок – справа от полотна.

При работе с лучковой пилой необходимо обращать внимание на натяжение полотна и правильное положение его и лучка. Надо проверить, лежит ли полотно пилы в одной плоскости, поправить его, если надо, или повернуть ручки так, как требуется. Это делают при ослабленной тетиве. Наклон лучки и косые зубья должны быть всегда направлены вправо. Косые зубья должны быть направлены  в сторону от работающего. Установив полотно в требуемое положение, натягивают лучок. Как правильно держать ножовку по металлу при работе (см. ил.29; 29.1).

Так же можно блок кости необходимого размера и качества отпиливать на круглопильном станке (см. ил.30; 30.1). На механическом круглопильном станке могут работать только хорошо обученные, хорошо усвоившие технику безопасности ученики – резчики и при присутствии преподавателя. Затем теслом отрубается необходимый размер кости с боковых и верхних сторон (см. ил. 31), а так же  можно и на круглопильном станке. После этого пользуясь эскизом сбоку и спереди, на болванку наносится простым карандашом контур фигуры человека, при этом необходимо учесть занос на ошибки.

Наиболее часты и  заметны  ошибки в длине и в положении рук, ног и деталей головы. Удлинить или укоротить руку при отсутствии запаса материала часто бывает невозможно. В связи с этим резчик обязан иметь запас материала для каждой части тела человеческой фигуры, который будет израсходован в процессе уточнения ее размеров.

Болванка зажимается в настольных тисках, выпиливается фигура или  отпиливается на круглопильном станке, по возможности необходимо приблизиться к намеченному объему.  Затем на заготовку наносится более точный рисунок карандашом. Выполненная болванка снова обрубается теслом, с нее, снимаются острые стороны, и придается ей округлая форма.

Резьбу объема ведут двумя этапами. Первый – уточнение размера, основные формы и пропорции скульптуры, характер движения, поза – выполняется бормашиной с помощью фрез, шарошками или  на круглопильном станке (см. ил. 32; 33). Блок обрабатывается с четырех сторон, снимая тонкие слои кости последовательно один за другим, при этом моделируя формы скульптуры. Работа ведется над всем произведением, воспринимая его в целом на любой стадии работы.

На втором этапе резьбы –  производится выявление более тонких особенностей изображения – выполняя несколькими более мелкими борами отделываются детали, силуэт, переходы форм, передается фактура, складки одежды, форма головы человека. Своевременная смена фрез от более грубого к более тонкому во многом способствует успеху работы резчика.

2

Шлифовка

Шлифование заключается  в выравнивании поверхности изделия, выведение царапин.

Шлифовальные работы трудоемки и утомительны из-за однообразия,  поэтому необходимо механизировать этот процесс. Резчик вынужден шлифовать прямые, выпуклые и вогнутые плоскости. Внутренние полости и детали разных конфигураций.  Как правило,  кость шлифуют в несколько приемов (грубая, средняя и тонкая шлифовка). Выполнить все работы одним инструментом невозможно, поэтому резчик должен иметь набор шлифовальных инструментов, куда входят абразивные инструменты, приспособления для работы со шлифовальными шкурками и лощильными материалами, в том числе держатели с раздвоенным стеблем, торцовые и конические.

В основном при шлифовании объемной, рельефной резьбы используют бормашины. В этом случае применяют шкуродержатель, вставленный в наконечник машины.

Машинное шлифование имеет несколько видов: ленточное, когда изделие шлифуется бесконечной шлифовальной лентой натянутой на два шкива (см. ил.39), дисковое - на деревянные диски приклеивают разного сорта шкурки на матерчатой основе которая характеризуется номером зернистости (см. ил. 40).

Имеются технические насадко - держатели для бормашин. Основные держатели:  торцовые, конусные и цилиндрические. Для торцовой насадки шлифовальную шкурку нарезают по кругу диаметром 35х40 мм. В середине прокалывают шилом тонкое отверстие, накладывают на грибок и зажимают мелкой гайкой – барашком.

Торцовую насадку – держатель со шкуркой хвостовиком закрепляют в наконечнике гибкого вала бормашины. Такой насадкой можно шлифовать ровные, выгнутые и выпуклые поверхности, внутренние полости (см. ил. 41; 42)

Торцовой шлифовальной насадкой нельзя обрабатывать некоторые участки изделия, особенно внутренние части. Такие части можно обрабатывать только цилиндрической или конической насадкой, больший диаметр которой обращен в сторону наконечника (см. ил. 43; 44).

Шкурку заправляют в шкуркодержатель следующим образом:  шкурку обрезают полоской  шириной равной высоте закрепляющих губок держателя и вставляют в шкуркодержатель зерном от мастера. Для этого левый край полоски сгибают так, чтобы он плотно входил в паз держателя. Затем шкурка слегка закручивается вокруг держателя, чтобы при включении бормашины не образовался «пропеллер». Шлифование ведут движением руки на себя.

Изделие  после шлифовки (см. ил. 46)



Полирование


У хорошо отшлифованного костяного изделия не должно быть царапин, видимых невооруженным глазом. Когда такая частота поверхностей фигуры будет достигнута, можно приступить к полированию.

Полирование изделий можно проводить вручную и на полировальных станках. Для полирования вручную берется  зубной порошок и разводится до густоты сметаны. Необходимо поверхность кости обезжирить протерев ее спиртом или одеколоном. Затем смазать разведенным зубным порошком и энергично растирать щетиной щетки, пока не появится блеск. Хорошо отполированное изделие промыть чистой водой, высушить, а затем вылощить куском чистого сукна или войлока.

Чтобы ускорить процесс полировки, необходимо  ее выполнять  механическим способом на  полировальном круге.  Полирование ведут на  войлочном, хлопчатобумажном или фетровом круге. Для полировки на хлопчатобумажном круге  применяют меловую мастику.  Рецепт меловой мастики состоит из 10 весовых частей зубного порошка, 5 весовых частей скипидара, 3 частей парафина и 3 частей свиного жира. Парафин со свиным жиром расплавить в клееварке, затем долить скипидар и тщательно размешать смесь. В последнюю очередь мелкими порциями засыпать в клееварку зубной порошок, постоянно помешивая смесь до однородной  массы.  Жидкую массу вылить в картонные коробочки. Когда масса остынет и затвердеет можно извлечь из них брусок полировочной пасты. Пасту наносить на круг во время его вращения.

Хорошо полировать изделия на войлочном или фетровом полировочном круге (см. ил.47)

В настоящее время можно купить специальные полировочные пасты (см. ил. 48).

Все пасты готовят на белой полирующей основе. Пасту наносят на полировочный круг небольшими порциями. Изделие не следует сильно прижимать к кругу, от трения кость перегревается и место трения слегка оплывает. Полируют изделия на станке 3-5 минут, в зависимости от размера и сложности формы изделия длительность процесса можно увеличить до 20 минут пока на поверхности кости не появится интенсивный блеск. В углублении костяного изделия обычно остается немного пасты. Остатки пасты убрать на чистом вращающемся тряпичном или состоящем из белых ниток круге. Небольшие изделия удобнее полировать при помощи бормашин и шлифмоторов. Имеются специальные полировальные круги как: резиновые, резиносиликоновые разного профиля, фетровые, войлочные – которые устанавливаются в дискодержатели. Для завершающей стадии имеются круги байковые и пушок разного размера (см. ил. 49; 50).

Изделие после полировки (завершающая стадия) (см. ил. 51)



Рабочее место ученика


Для работы с детьми в косторезных классах необходимо сухое светлое помещение с нормальной температурой. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона.

Рабочий стол каждого ученика следует ставить так, чтобы свет падал на рабочее место ученика спереди и слева.  Лучшее освещение – естественное без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении рабочее место должно освещаться из двух – трех точек, желательно смешанное. Для работы сидя применять винтовой стул для регулировки высоты, чтобы удобно было сидеть.

На каждого ученика необходимо  иметь индивидуально  защитные очки с простыми стеклами, пылезащитные респираторы и рабочий хорошо подобранный халат (см.ил. 52; 52.1; 52.2)

Рабочее место дополнительно оборудуют бормашиной и вытяжными отсосами местной вентиляции для отсасывания костяной пыли.  Существуют два наиболее удобных положения руки при резьбе по кости. Первое положение, когда обрабатываемая заготовка находится  на столе, и второе, когда заготовку резчик держит на коленях. В зависимости от привычки резчика вентиляционный отсос выводится в крышку стола или ставят в боковой стенке стола у коленей резчика. Желательно для учащихся выводить  вытяжной отсос спереди перед учеником и дополнительно внизу на рабочем столе закрытый мелкой сеткой.

Бормашина должна находиться справа от резчика. Для продления срока эксплуатации бормашины, при установке, предусматривают такое положение гибкого рукава, при котором он будет меньше изгибаться. Кнопку выключателя бормашины устанавливают слева от резчика. При применении  ножного включения педалью,  педаль располагают у правой ноги ученика.

Ручной инструмент раскладывают справа от ученика в глубине стола. Боры фрезы и наконечники в бормашине устанавливают в вертикальном положении на деревянном бруске, в котором просверливают для этого отверстия. Наиболее часто употребляемый инструмент располагают ближе к резчику (см. ил.53; 53.1)

Правильно организованное рабочее место резчика – одно из основных условий качественного и быстрого выполнения работы.



Техника безопасности в косторезных классах


Каждый ученик обязан строго выполнять правила техники безопасности: работать в спецодежде, застегнутой на все пуговицы. Чтобы предохранить глаза от попадания костяной пыли или мелких песчинок, распиловщики должны работать в защитных очках и пользоваться респираторами, не допускающими попадания пыли в органы дыхания. Строго выполнять указания предохранительных приспособлений. Работу вести при включенных везде вытяжных системах. Перед началом занятий необходимо  подготовить свои рабочие места: достать эскизы, заготовки, материалы и инструменты. При работе не размахивать руками, если держишь колющие или режущие инструменты. До начала занятий ознакомиться с заданием, подготовить рабочее место, получить и правильно разложить инструменты, приспособления и заготовки. Проверить исправность оборудования, станков, инструментов, защитных приспособлений, обо всех замеченных неисправностях надо немедленно сообщить преподавателю.

Категорически запрещается приводить в действие какие-либо станки и другое оборудование без разрешения преподавателя.

В процессе выполнения задания находится на своем рабочем месте и без разрешения преподавателя не оставлять его. Инструменты, приспособления, инвентарь использовать только по назначению.

Перед окончанием занятий: по указанию преподавателя завершить работу. Уборку стружек, опилок, обрезков, материалов и станков производить при выключенном оборудовании, применять для этого специальные приспособления и инвентарь. Вытереть и положить на место инструменты, убрать рабочее место, сдать готовое или не оконченное изделие, почистить одежду и вымыть руки.

3

Опасные положения рук при работе (ил. см. 54)

Опасные зоны оборудования (ил. см. 55)

Оборудование, инструменты для косторезных классов

1.      Точило наждачное с мотором    1 шт.

2.      Тиски параллельные   большие   2 шт.

средние                                           2 шт.

малые                                              2 шт.

3.      Дрель ручная малая             1 шт.

электрическая           1 шт.

4.      Комплект слесарных инструментов      2 шт.

5.      Бруски для точки инструментов     3 шт.

6.      Лобзики ручные     2 шт.

электрические    2 шт.

(пилки для лобзиков)       неограниченно

7.      Тесло     2 шт.

8.      Ножовки по металлу        2 шт.

полотна к нему широкие и узкие     неограниченно

9.      Круглопильный станок на электрическом приводе     4 шт.

(режущие диски к станку)       2-3 шт.

10.    Обдирочный станок электрический     1 шт.

11.    Комплект рашпилей включая самодельных    3-4 шт.

12.    Шлифовальные станки на электрическом приводе:

а) с вертикальным креплением шкурки  1 шт.

б) с горизонтальным креплением шкурки      1 шт.

в) ленточный на двух шкивах       1 шт.

13.    Сверлильный станок     1 шт.

14.    Полировальный станок с вытяжкой      1-2 шт.

15.    Терпуг       2 шт.

16.    Набор для ажурной резьбы      2 шт.

17.    Набор инструментов для гравировки (клепики, стамесочки  и коготок)     2 шт.

18.    Бормашины на каждое рабочее место    1-2 видов

19.    Полный набор фрез разной конфигурации и размеров на каждое рабочее место          неограниченно

20.    Молоток слесарный    столярный        2 шт.

21.    Фрезы шлифовальные        неограниченно

22.    Оправки для абразивной шкурки  и дисковых кругов     неограниченно

23.    Наждачная бумага всех номеров     неограниченно

24.    Полировальные пасты по номерам      неограниченно


Бормашины и аксессуары


1. Бормашины (см. ил. 56)

2. Соединительные узлы (см. ил. 57)

3. Наконечники, фрезы-шарошки

и шлифовочно-полировочный материал (см. ил. 58)



Рекомендуемая литература


1.   В.М. Василенко, «Северная резная кость», изд. «КОИЗ» Москва, 1947 г.;
В.В. Антропова, «Современная чукотско-эскимосская резная кость», сборник МАЭ, том XV, Москва – Ленинград, 1953 г.;
В Леонтьев, «Юному косторезу», Магадан, 1959 г.;
И.П. Лавров, «Чукотско-эскимосское искусство (Народное декоративное искусство)», РСФСР, 1957 г.;
Л.Е. Тимашова, «Современная чукотско-эскимосская резная кость», Москва, 1967 г.;
Т.Б. Митлянская, «Художники Чукотки», исд. «Изо искусство», Москва, 1976 г.;
Н.И. Каплан, «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока», изд. «Просвещение», Москва, 1980 г.;
А.Е. Ефимова, Е.Н. Клитина, «Чукотское и эскимосское искусство», изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1981 г.;
Т.Б. Митлянская, «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока», изд. «Просвещение», Москва, 1983 г.;

10.  А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская «Художественная резьба по дереву, кости  и рогу», изд. «Высшая школа», Москва, 1989 г.;

11.  М.М. Бронштеин, И.Л. Карахан, Ю.А. Широкова, «Резная кость», Москва, 2002 г. Резная кость Уэлен.

12.  М.М. Бронштейн, К.А. Днепровский, Н.П. Отко, Ю.А. Широков, искусство Чукотки, Москва, 1997 год.

13.  «Мир Арктических зверобоев», Москва – Анадырь, 2007 год.

14.  С.В. Иванов, «Современная Чукотско-эскимосская резная кость», Магадан, 1967 г.

15.  Т.Б. Митлянская, И.Л. Карахан, «Новая жизнь древних легенд Чукотки», Магадан, 1986 г.

16.  Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом», Москва, 201 г.

17.  Г.Е. Семенов, журнал «Художественная школа» № 4, 5, «Объемная резьба», Москва, 2008 г.

18.  Н.М. Бабурина, «Скульптура малых форм», Москва, 1982 г.

19.  Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская, «Народные художественные промыслы», Москва, 1980 г.

20.  «Прошлое и настоящее Чукотки», Москва – Можайск, 2009 г.

21.  Журнал «Северные просторы» (подписное издание), г. Москва.


Вы здесь » Orden Anistofil » Древний круг » Художественная обработка по кости (объемная резьба)