ГОРГОНЕ́ЙОН, ГОРГО́НИЙ, ГОРГО́НЫ (греч. Gorgeios, Gorgoneios — "голова, изображение горгоны", Gorgos — "ужасный, страшный") — в древнегреческой мифологии — горгоны — чудовищные порождения морских божеств Форкиса и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Они сестры: Сфейно (Spheino — "Сильная", "Неистовая"), Эвриала (Euriala — "Далеко прыгающая") и Медуса (Medusa — "Владычица"). Горгоны считались воплощением морских штормов, они обитали на крайнем Западе, в стране гесперид. Вид их ужасен: "Головы Горгон были покрыты чешуей драконов, у них были клыки такой же величины, как у кабанов, медные руки и золотые крылья, на которых они летали. Каждый, взглянувший на них, превращался в камень"1. Из трех сестер горгон смертной была Медуса (Медуза; сравн. Ванта). Именно ее обезглавил герой Персей — чтобы самому не обратиться в камень, он пользовался ее отражением в медном щите. Из крови горгоны Медузы родился крылатый конь Пегас. Изображение страшной головы Медузы в античном искусстве, уже в период архаики, использовали в качестве апотропея. "Горгонейон" отпугивал демонов, злых духов. Страшные клыкастые лики можно видеть в росписях античных сосудов, на этрусских антефиксах. Изображение головы Медузы помещали на воинских щитах. Для пущего страха, кроме клыков, у Медузы изображали змей вместо волос (рис. 201—203). Согласно мифу, богиня Афина поместила голову Медузы на свою эгиду (доспех из козьей шкуры, в иной версии — на щит). Сестрами горгон были грайи (греч. graiai — "седовласые"): Дино (Dineo — "Вертящаяся"), Пефредо (Pephredo — "Вредная") и Энио (Enio — "Переменная") — они имели единственный на всех глаз и один общий зуб. Образы горгон, порождение античной фантазии, волновали художников разных эпох, направлений, школ и стилей. Тяга к натуралистическому изображению ужасного овладела молодым Леонардо да Винчи. По свидетельству Дж. Вазари, Леонардо "пришла фантазия написать маслом на холсте голову Медузы с клубком змей вместо прически — самая странная и дерзкая выдумка, какую только можно себе вообразить"2. Эта неоконченная работа Леонардо находилась в Палаццо Веккьо, во Флоренции, в коллекции герцога Козимо I Медичи (см. Медичи школа). Она не сохранилась, но известна картина мастерской П. Рубенса в Антверпене. Картина написана (вероятно, при участии Ф. Снейдерса) под влиянием произведений Леонардо и Караваджо (рис. 204), которые Рубенс мог видеть во Флоренции в 1600 г. (рис. 205). Под воздействием античного образа в славянских апокрифах появился "зверь Горгоний", охраняющий Рай от людей после грехопадения. У Каина, сына Адама, после братоубийства (по иной легенде — сразу после рождения) на груди и голове появились змеи, что побудило Адама, в обмен на избавление от этой напасти, заключить договор с дьяволом, навлекший беды на всех людей. С этой легендой связано появление на Руси амулетов "змеевиков", своеобразных апотропеев (оберегов). В византийских и древнерусских сказаниях есть и дева Горгония с волосами в виде змей. Ее лик смертоносен, дева знает языки всех живых существ. Один из волхвов сумел обезглавить Горгонию и получил с помощью ее головы средство победы над любыми врагами. Легенда приписывает Александру Македонскому владение головой Горгонии, чем объясняются победы великого полководца. В искусстве французского, а затем и русского (петербургского) ампира изображение змееволосой горгоны Медузы на щите (эгиде) стало частью декоративного мотива трофеев, арматуры — композиции из деталей древнеримского оружия и доспехов. Пример такой композиции — рельефные маски змееволосой Медузы на щитах южной ограды Летнего сада в Петербурге. Ограда отлита из чугуна в 1826 г. по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя. Оригинальность затеи несколько снижена академичной трактовкой лика Медузы, не соответствующей фантастичности персонажа (см. т. 6, рис. 82).

1  Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: Наука, 1993. С. 29 (II, 4:2).

2  Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. М.: Терра, 1993—1994. Т. 3. С. 21.

http://s5.uploads.ru/IK6uR.jpg