Orden Anistofil

Orden Anistofil

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Orden Anistofil » Архив. » Родовая тамга, марки, родовые рунные знаки, составление подоных знаков


Родовая тамга, марки, родовые рунные знаки, составление подоных знаков

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Тамга́ — родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у адыгов, абхазов, абазин, карачаевцев, балкарцев, башкир, казахов, киргизов, осетин, ногайцев, марийцев и других.
Слово «тамга» монгольского происхождения (слово "тамга" по-монгольски, "дамга" на тюркских языках ) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствован в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги, вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения.
http://s017.radikal.ru/i437/1310/2d/cb95557f97d9.png
http://s017.radikal.ru/i444/1310/dc/d22d90e7c2ee.png

Также возможны тамги,вставленные в центр герба например
http://s4.uploads.ru/t/9WNJt.png

фамильные тамги
http://s5.uploads.ru/t/rEHUT.jpg

С.В. Белецкий Рис.1 в 20.12. Тамги - лично-родовые знаки князей
http://s5.uploads.ru/t/IZ95C.jpg

Алтайские тамги
http://s4.uploads.ru/t/2yJRN.jpg

немецкие рунические тамги(с последующими изменениями)
http://s5.uploads.ru/t/xvNDG.gif

тамги башкиров, высеченных на скалах и камнях
http://s4.uploads.ru/t/dwEVR.jpg

Подвеска с родовой тамгой дома Бату.
http://s4.uploads.ru/t/bSEdk.jpg

Отредактировано Бьорн (03.10.2013 11:57)

2

Родовая символика башкир
Важную роль в жизни башкирских родоплеменных объединений играла родовая символика: тамга, птица, дерево, боевой клич — оран (оран), которые возникли в недрах родового строя и символизировали единство рода и племени. К сожалению, по мере распада родовой организации многие атрибуты оказались утраченными.

В настоящее время известно огромное количество башкирских тамг. В работе Р. Б. Ахмерова приводится подборка и анализ различных тамг, высеченных на скалах и камнях по берегам р. Белая, озер Аслыкуль и Кандрыкуль, на каменных плитах у д. Ташлы Альшеевского района (Килен-таш) и д. Старо-Калмашево Чекмагушевского района (Тамга-таш) и др. При всем их многообразии родовые тамги были устойчивы и, передаваясь из поколения в поколение, сохраняли начертание древней основы. Происхождение тамг до сих пор до конца не выяснено.

В легендах и преданиях нередко приводятся сведения о том, что тамги башкирским родам и племенам были розданы Чингисханом. Скорее всего, они были лишь уточнены и переписаны монгольскими сборщиками налогов — даругами и баскаками. В условиях кочевого скотоводства тамги, видимо, возникли гораздо раньше. Так, одно из древнейших письменных упоминаний о тюркских тамгах относится к V в. О практике клеймения скота ещё в огузо-печенежское время говорится в сказании Рашид-ад-Дина «Огузнаме»: «Каждому из 24 внуков Огуза во избежание споров и разногласий Иркил Ходжа определил его ранг, занятие, прозвище. Каждому из них он раздал тамгу для клеймения скота, чтобы можно было различать, кому какие животные принадлежат». Известно, что средневековые башкиры были тесно связаны с огузо-печенежским миром, поэтому вполне допустимо существование у них родовых тамг.

Касаясь вопроса о происхождении тамг, необходимо подчеркнуть, что их истоки уходят в глубокую древность. Об этом говорят геометрические изображения на стенах Каповой, Мурадымовской и других пещер на Южном Урале, тамгообразные знаки на керамике и других археологических находках эпохи бронзы и раннего железа. Видимо, изначально тамги имели отношение не к частной собственности, а вообще к конкретному родовому сообществу, в стилизованной, знаковой форме отражая его этноним. В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение.

Первые собиратели и исследователи башкирских тамг Н. А. Аристов и Д.Н. Соколов предполагали, что тамги являлись изображением родовых богов или духов-покровителей и лишь позднее в связи со сменой мировоззрения стали знаками родовой или семейной собственности.

Тамга, являясь по своей сути эквивалентным символом тотемного животного, могла быть своеобразным геральдическим знаком, который присутствовал на знамёнах. Голова волка, как известно, была на знамени предводителя древних тюркских кочевников Ашина: свирепый оскал тотемного животного на знамени рода должен был внушать страх противникам и обеспечивать успех в военных походах.

Тамга выполняла и сберегательные функции. Её наносили на наиболее значимые в кочевой и полукочевой жизни предметы, например, вооружение, клеймили животных (боевых коней или вожаков стад и табунов) и др. Этим гарантировалось их благополучие и сохранность через магическое влияние тотемного знака. Не исключено, что в доисламский период символ тотемного животного в качестве личного оберега мог быть представлен и в различных татуировках, среди которых присутствовала и родовая тамга.

По мере укрепления частной собственности и расслоения общества, а также с проникновением ислама тамги теряют первоначальные функции и становятся знаками частной собственности. Появляются личные и семейные тамги. Они сохраняли в своей основе первоначальную родовую тамгу, значение которой многие уже не помнили. Ими клеймили скот, отмечали территорию пастбищ, бортевых угодий и сами борти, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Таким образом, тамги в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Родовые знаки башкир отражали родоплеменную структуру и принадлежность каждого к одному из её звеньев как полноправного члена.

Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 922 г. у башкир, писал, что башкиры-тюрки поклоняются различным змеям, птицам и другим тотемным животным, у них развит культ предков. Путешественник отмечал поклонение одной группы башкир (возможно, предков усерган) журавлям, которые якобы в одной из битв своими криками обратили в бегство их врагов.

Тотемистические представления башкир нашли отражение и в сюжете легенды «Журавлиная песнь», записанной в 1910 г. кураистом К. Дияровым в Баймакском районе. По легенде, молодой батыр, услышав однажды прекрасную звенящую мелодию, пошёл на её звуки и увидел на поляне стаю серых журавлей, круживших вокруг журавушки, которая, взмахивая крыльями, задавала ритм их курлыканью. Батыр запомнил мелодию и повторил журавлиную песнь на курае. Аксакалы, узнав историю возникновения мелодии, сказали: «Это песня журавлей, там, где они её играют, быть большому сражению, в котором много людей погибнет. Будет побоище, нагрянет на страну бедствие». Тогда батыр бросил клич, собрал войско. Спустя некоторое время на земли его рода действительно напали чужеземцы, но предупреждённые журавлями башкиры сумели отбить врагов.

Таким образом, родовая символика башкир является не просто пережитком патриархально-родового строя, а отголоском мощного пласта домусульманского мировоззрения, в основе которого лежали анимистические представления, идея одушевлённости всего окружающего мира, живой и неживой природы. Надо полагать, что ибн-Фадлан отразил в своих путевых записках не всех, а только 12 богов башкир, хотя объектов поклонения было во много раз больше. Политеистическое мировоззрение не исключало в то же время существования верховного божества — Тенгри. О развитии в эпоху средневековья тенгрианства у башкир и многих народов Сибири и Алтая свидетельствуют археологические и фольклорные источники. По словам одного из информаторов, 90-летней М. Юмагузиной, у башкир бытовала поговорка, в которой отчётливо выражена идея причастности каждого живого существа к небесному божеству (кук тэнре): «Если у собаки есть хозяин-защитник, то у волка есть тенгри!» («Эттен хужахы булха, буренен тэнрехе бар!»).

Таким образом, взаимосвязь элементов родовой символики башкир можно представить в виде замкнутой цепи перехода души усопшего в дерево, как временное вместилище, затем в птицу, с помощью которой она достигает верхнего мира, где находятся души сородичей и дух-покровитель рода, и её возрождения в новом поколении. Таковы были представления башкир о вечности духа и рода.

3

Разные виды тамг
http://s5.uploads.ru/t/xojuS.jpg
http://s5.uploads.ru/t/sL079.jpg
http://s5.uploads.ru/t/IHpdW.jpg
http://s5.uploads.ru/t/1ujpz.jpg
http://s5.uploads.ru/t/gojfu.jpg
http://s4.uploads.ru/t/1Johp.png
http://s4.uploads.ru/t/otmMW.png
http://s5.uploads.ru/t/X19cf.png
http://s4.uploads.ru/t/doSqt.png
http://s5.uploads.ru/t/hDzV9.png
http://s4.uploads.ru/t/qlXkL.png
http://s5.uploads.ru/t/rDzeo.png
http://s5.uploads.ru/t/ZNDoh.png
http://s4.uploads.ru/t/XYqzd.png
http://s4.uploads.ru/t/nx5H4.png
http://s4.uploads.ru/t/DLnAm.png
http://s4.uploads.ru/t/RiX6G.png
http://s4.uploads.ru/t/6G0QI.png
http://s4.uploads.ru/t/H8qGv.png
http://s5.uploads.ru/t/UYd4u.png
http://s4.uploads.ru/t/g69it.png
http://s5.uploads.ru/t/jSUK8.png
http://s4.uploads.ru/t/H3I2r.png
http://s5.uploads.ru/t/23JvT.png
http://s4.uploads.ru/t/iQewL.png
http://s4.uploads.ru/t/uWDXm.png
http://s5.uploads.ru/t/Hlr2O.png
http://s5.uploads.ru/t/QkHGz.png
http://s5.uploads.ru/t/KP9c4.png

4

Немецкие марки

знаки на домах
http://s5.uploads.ru/t/pk4Bv.jpg

дощечки для жеребьевки
http://s5.uploads.ru/t/7lVHi.jpg
http://s4.uploads.ru/t/QugpA.jpg

Флюгер с марками на Хиддензее, работы 1947-1948 гг.
http://s4.uploads.ru/t/I5vio.jpg

средневековые марки из Ростока
http://s4.uploads.ru/t/RXTl4.jpg

на камнях
http://s4.uploads.ru/t/VK3mE.jpg

Знаки участников рыбацкого сообщества в рзбацкой коморке, деревня Ноендорф, Хиддензее.
http://s4.uploads.ru/t/QZsah.jpg

другие различные марки
http://s5.uploads.ru/t/ecLR3.jpg
http://s4.uploads.ru/t/lA3Gc.jpg
http://s5.uploads.ru/t/ghKsd.jpg
http://s4.uploads.ru/t/qdWgI.jpg
http://s5.uploads.ru/t/hOm2d.jpg
http://s5.uploads.ru/t/cbPL9.jpg
http://s5.uploads.ru/t/jbNy0.jpg
http://s5.uploads.ru/t/MKGQz.jpg

5

Собственно,даже герб Украины основан на тамге киевских князей
http://s4.uploads.ru/t/4tLMH.jpg

6

на тему марок см. также у нас тут Fanga-mark

7

Добрый день! Нашла в Башкирии любопытный камень с непонятным символом. Он (я почти уверена) рукотворный (символ), но к сожалению не понимаю что значит. Может быть у кого-нибудь найдутся мысли на этот счет? http://cs617427.vk.me/v617427940/1a2a4/kmB8NBqpW2Y.jpg
Заранее спасибо!


Вы здесь » Orden Anistofil » Архив. » Родовая тамга, марки, родовые рунные знаки, составление подоных знаков