Алистер Кроули
LIBER Taw-Yod-Shin-Aleph-Resh-Bet (ThIShARB) VIAE MEMORIAE sub figura CMXIII[1]
Книга Тишарб или Пути Воспоминаний
под номером CVXIII

000. Может быть.

{00. Было невозможно сочинить эту книгу на основе чистого Скептицизма. Но это не имеет значения, так как практика ведет к Скептицизму, и она может быть в нем.}

0.     Эта книга не предназначалась для того, чтобы привести к высшему достижению. Напротив, ее результаты определяют отдельное существование Свободного Адепта от остальной Вселенной, и раскрывают его отношение ко Вселенной.[2]

1.     Она имеет такое значение для Свободного адепта, что Мы не можем переоценить его. Пусть он никоим образом не рискует прыжком в Бездну, пока не завершит ее наиболее и удовлетворительно.[3]

2.     Ибо в Бездне никоим образом невозможно никакое усилие. Бездна преодолевается благодаря массе Адепта и его карме. Две силы движут им: 1) притяжение Бина; 2) импульс его Кармы; и легкость и даже безопасность его перехода зависят от силы и направления последнего.[4]

3.     Тот, кто опрометчиво осмеливается на переход и дает неотвратимую Клятву Бездны, может потеряться там на Эоны в невообразимой агонии; он даже может быть отброшен назад к Хесед, и к его первоначальному несовершенству добавится ужасная карма неудачи.

4.     Говорят даже, что в некоторых обстоятельствах возможно полностью оторваться от Древа Жизни и достичь Башен Черных Братьев. Но мы считаем, что это невозможно для адепта, действительно достигшего своей степени, или даже для любого человека, по-настоящему стремящемуся помочь человечеству, хоть на мгновенье,[5] и того, кто несмотря на свое устремление был загрязнен тщеславием или любым похожим несовершенством.

5.     Пусть тогда Адепт, который находит результат этих медитаций неудовлетворительным, откажется от Клятвы Бездны и живет так, чтобы его карма приобретала силу и направление, подходящие для этой задачи в будущем времени.[6]

6.     Память существенно важна для личного сознания; иначе разум будет ни чем иным, как чистым листом, на который падают тени. Но мы видим, что разум не только хранит впечатления, но что он устроен так, что имеет тенденцию сохранять некоторые более тщательно, чем другие. Так, великий ученый-историк, сэр Ричард Джебб, был неспособен выучить даже школьный курс математики, требуемый для вступительного экзамена в Кембриджский Университет, и было необходимо особое постановление[7] администрации, чтобы он был допущен.

7.     Первый метод, который необходимо описать, был подробно описан в “Тренировке Разума” Бхикку Ананда Меттейи[8]. Нам нужно немного изменить или добавить. Его наиболее важный результат в отношении Клятвы Бездны – это свобода от всех желаний или удерживание чего-либо, что он дает. Его второй результат – помочь адепту со вторым способом, снабжая его дальнейшей информацией для исследований[9].

8.     Стимуляция памяти, полезная в обоих практиках, также достигается простой медитацией (“Книга Е или Упражнения”), на определенной стадии которой непроизвольно всплывают старые воспоминания. Тогда адепт может практиковать это, останавливаясь на этой стадии, поощряя, а не подавляя, вспышки памяти.

9.     Зороастр сказал: “Исследуй Реку своей Души, откуда или зачем ты пришел; так что хотя ты и стал слугой своего тела, ты можешь опять подняться до того ордена (А.˙.А.˙.), с которого ты спустился, соединяя Труды (камма) со Священным Разумом (Дао)”.[10]

10.  Результат Второго Метода должен показать адепту, для какого конца его силы предназначены. После того, как он пересек Бездну и стал Никем, возврат потока заставит его “появиться на Небесах Юпитера как утренняя звезда или как вечерняя звезда”.[11] Другими словами, он должен открыть, что может быть природой его работы. Так, Мухаммед был Братом, отраженным в Нецах, Будда – Братом, отраженным в Ход или, как некоторые говорят, в Даат. Настоящее проявление Брата П. вовне – Тиферет, внутри – Путь Льва.

11.  Первый метод. Пусть Свободный адепт сначала тренирует себя мыслить вспять с помощью внешних средств, как изложено далее.

(a)   Пусть он научится писать в обратном направлении другой рукой.

(b)  Пусть он научится ходить задом наперед.

(c)   Пусть он постоянно смотрит, если возможно, художественные фильмы и слушает аудиозаписи в обратном направлении, и пусть он приучит себя к ним настолько, чтобы они казались естественными и значительными в целом.

(d)  Пусть он практикуется говорить наоборот, таким образом, вместо “Я это Он”, пусть говорит “Но отэ Я”.

(e)   Пусть он научится читать наоборот. Здесь трудно избежать самообмана, так как опытный читатель с первого взгляда видит все предложение. Пусть его ученик читает ему вслух задом наперед, сначала медленно, потом более быстро.

(f)   Своей изобретательностью пусть он придумает другие методы.

12.  В этом его мозг сначала будет охвачен чувством полного замешательства; потом он будет стремиться обойти трудность обманом. Мозг притвориться, что работает наоборот, когда на самом деле будет работать нормально. Трудно описать природу этого обмана, но она будет вполне очевидна любому, кто выполнял упражнение (а) и (b) день или два. Они становятся довольно легкими, и он будет думать, что он прогрессирует, но это иллюзия, которую рассеет тщательный анализ.

13.  Начав таким образом тренировать свой мозг и достигнув некоторого небольшого успеха, пусть Свободный Адепт, сидя в своей асане, вначале думает о своем настоящем положении, далее – о процессе вхождения в асану, далее - о том, как он вошел в комнату, далее о своем облачении и т.д., точно как все происходило. И пусть он усердно старается думать о каждом действии, как о происходящем наоборот. Недостаточно думать: “Я сидел здесь, а до этого я стоял, и до этого я вошел в комнату”, и т.д. Такой ход мыслей – трюк, обнаруженный в предыдущих практиках. Серия не должна идти как “ж з и – г д е – а б в”, но как “и з ж е д г в б а”: не “конь мой это”, но “ньок йом отэ”. Для совершенного достижения этого очень полезно упражнение (с).  Мозг, обнаруженный постоянно борющимся за свою правоту, скоро привыкнет принимать “ньок” просто как глиф слова “конь”. С этим стремлением нужно постоянно бороться.

14.  На ранних стадиях этого упражнения усилия должны прилагаться в тщательном, до мельчайших подробностей, воспоминании действий; ибо привычка мозга думать наперед вначале будет непреодолимой. Размышление о больших и сложных действиях, в таком случае, дает серию, которую мы можем символически записать как “о п р с т у ф – з и й к л м н – а б в г д е ж з”. Если ее разбить на части, мы получим “т у ф – п р с – о – м н – к л – з и й – е ж – в г д – а б”, что гораздо ближе к идеалу “онмлкйизжедгвба”.

15.  Способности широко различны, но Свободный Адепт не должен отчаиваться, если после месяца непрерывных занятий он обнаружит, что только на несколько секунд его мозг по-настоящему работает вспять.

16.  Свободный Адепт должен сосредоточить свои усилия скорее на получении идеальной картины последних 5 минут, чем на увеличении времени, занятого под эту медитацию. Ибо эта предварительная тренировка мозга – pons asinorum[12] всего процесса.

17.  Если эти пятиминутные упражнения выполнены удовлетворительно, Свободный адепт может продлить их по своему усмотрению до 1 часа, дня, недели и т.д. Трудности исчезают перед ним по мере его продвижения; продление одного дня до срока всей жизни окажется не столь трудным, как совершенствование 5 минут.

18.  Это упражнение нужно повторять по крайней мере 4 раза в день, и процесс будет заметен, во-первых, в постоянном улучшении работы мозга, во-вторых, в возникающих дополнительных воспоминаниях.

19.  Во время этого упражнения полезно размышлять, что со времен станет почти механическим, о том, как следствия появляются из причин. Это помогает разуму связать свои воспоминания и подготавливает адепта к предварительным упражнениям Второго метода.

20.  Позволив разуму вернуться несколько сотен раз к моменту рождения, его следует воодушевить, чтобы он осмелился проникнуть за пределы этого периода[13]. Если он будет тщательно подготовлен двигаться вспять, ему будет нетрудно это сделать, хотя это и один из определяющих шагов в упражнении.

21.  Может статься, что память убедит Адепта в некоторых предыдущих воплощениях. Если это возможно, пусть они будут проверены с помощью фактов следующим образом:

22.  С людьми часто случается, что посещая место, где они никогда не были, оно кажется им знакомым. Это может произойти от путаницы в мыслях или от проскальзывания воспоминаний, но этот факт постижим.

Итак, если Адепт “вспомнит”, что в одной из предыдущих жизней он был в некотором городе, скажем, Кракове, который он ни разу не посещал в этой жизни, пусть он опишет по памяти появление Кракова, и его жителей, записывая их имена. Далее пусть он вникнет в подробности города и его обычаев. И выполнив это во всевозможных подробностях, пусть он подтвердит то же, консультируясь с историками и географами, или личным посещением, помня (и доверяя своей памяти и не доверяя ей), что историки, географы и он сам могут ошибаться. Но пусть он не доверяет своей памяти, чтобы принимать ее заключения как факт и не действует на этом основании, без наиболее подходящего подтверждения.

23.  Этот процесс проверки своей памяти должен практиковаться над ранними воспоминаниями детства и юности, сопоставляя их с воспоминаниями и записями других, всегда помня о подверженности ошибкам даже таких мер.

24.  Овладев всем этим в совершенстве, так что память возвращается вспять на неисчислимо далекие эоны, пусть Свободный Адепт размышляет о бесполезности всех этих лет и об их плодах, отделяя то, что преходяще и бесполезно, от того, что вечно. И может быть, что будучи всего лишь Свободным Адептом, он сможет считать все безвкусным и полным скорби.

25.  Делая так, без колебаний он принесет Клятву Бездны.

26.  Второй Метод. Пусть Свободный Адепт, укрепленный упражнением первого метода, перейдет к предварительному упражнению второго метода.

27.  Второй метод. Предварительные Упражнения. Пусть он, сидя в свой асане, рассматривает любое событие и следует к его непосредственным причинам. И пусть это будет сделано максимально полно и подробно. Вот, например, тело выпрямлено и неподвижно. Пусть адепт рассмотрит множество сил, поддерживающих его: во-первых, притяжение земли, солнца, планет, удаленных звезд, и даже каждой пылинки в комнате, одна из которых (может быть, ее уничтожение) сообщит телу движение, хотя и совсем незначительное. Также сопротивление тела, давление воздуха, и все остальные внешние условия. Во-вторых, внутренние силы, поддерживающие его, обширный и сложный механизм из скелета, мышц, крови, лимфы, костного мозга, всего того, из чего состоит человек. В-третьих, причастные моральные и интеллектуальные силы, разум, воля, сознание. Пусть он продолжает это с неослабевающим энтузиазмом, исследуя Природу, ничего не упуская.

28.  Далее, пусть он возьмет одну из непосредственных причин своего положения и установит истоки ее равновесия. Например, воли. Что побуждает волю помогать удерживать тело прямым и неподвижным?

29.  Установив это[14], пусть он выберет одну из сил, что побуждает его волю и установит ее истоки подобным образом; и пусть этот процесс продолжается много дней, пока взаимозависимость всех вещей не станет истиной, усвоенной его сокровенной сущностью.

30.  Выполнив это, пусть он проследит свою собственную биографию, с особым вниманием к причинам каждого события. И в этом упражнении он может пренебречь, до некоторой степени, непрерывно действующими силами вселенной, как, например, притяжением масс, и пусть он сосредоточит свое внимание на главных и определяющих или эффективных причинах.

Например, он сидит, возможно, в провинции Испании. Почему? Потому что в Испании тепло и удобно медитировать и потому что города шумные и людные. Почему в Испании тепло? И почему он желает медитировать? Почему выбрана теплая Испания вместо теплой Индии? На последний вопрос: Потому что Испания ближе к его дому. Тогда почему его дом ближе к Испании? Потому что его родители были немцами. А как они попали в Германию? И так далее в течении всей медитации.

31.  На другой день, пусть начнет с вопроса другого рода, и каждый день изобретает новые вопросы, не только касающиеся его настоящего положения, но также и абстрактные вопросы. Так, пусть он свяжет преобладание воды на поверхности земного шара с ее необходимостью для известных нам форм жизни, с особенностями гравитации и другими физическими свойствами воды и пусть он постигнет в конце концов через все это необходимость и согласованность вещей, не ту согласованность, в которую верили старые схоласты, делая все вещи во благо или для удобства человека, но необходимую механическую согласованность, окончательным законом которой является инерция. И в этих медитациях пусть он избегает как чумы любых сомнительных или фантастических спекуляций.

32.  Второй метод. Надлежащее Упражнение. Усовершенствовав в своем разуме понимание этого, пусть он применит его к собственному жизненному пути, сковывая звенья воспоминаний в цепь необходимости.

И пусть его последним вопросом будет: Для какой цели я создан? Или, для чего послужит моя сущность Братьям А.˙.А.˙., если я перейду Бездну и буду допущен в Город Пирамид?

33.  Теперь, чтобы он мог правильно понять природу своего вопроса и способ решения, пусть изучит аргументацию палеонтолога, который восстанавливает облик животного по единственной кости. Возьмем простой пример.

34.  Предположим, вы прожили всю свою жизнь среди дикарей, корабль потерпел крушение и его выбросило на берег. Среди груза неповреждена “Виктория” {легкий двухместный экипаж}. Для чего служит эта вещь? Колеса говорят о дорогах, их изящество – о хороших дорогах, тормоза – о холмистых дорогах. Оглобли показывают, что она передвигается животным, их высота и длина предполагает животного размером с лошадь. То, что экипаж открыт – предполагает умеренный климат в любое время года. Высота козел предполагает людные улицы или горячий нрав животного, предназначенного для упряжи. Сиденья указывают на их использование скорее человеком, чем для торговли; складной верх – что иногда идет дождь, или что солнце все время очень жаркое. Рессоры подразумевают значительное умение работы с металлами; лак – большого достижения в своей области.

35.  похожим образом, пусть Адепт исследует собственный случай. Сейчас, когда он на гране броска в Бездну, гигантское Почему? противостоит ему с поднятой дубинкой.

36.  Ни один мельчайший атом его структуры нельзя убрать, не делая его другим, чем он есть, нет ни одного бесполезного мгновения его прошлого. Тогда, какого его будущее? “Виктория” – не телега; она не предназначена для перевозки сена. Она – не спортивный экипаж, она бесполезна на скачках.

37.  Допустим, Адепт обладает военным гением, иди хорошо знает греческий; как эти достижения помогут его цели, или цели Братьев? Он был казнен при Кальвине или побит камнями при Езекии; змеей он был убит крестьянином, или слоном был сражен в битве Гамилькара. Как эти воспоминания помогут ему? Пока он тщательно не овладел причинами всех событий прошлого и не нашел цель всех вещей своего настоящего оснащения[15], он не сможет правдиво ответить даже на Три Вопроса, что были заданы ему в начале, даже на Три Вопроса Ритуала Пирамид; он не готов принести Клятву Бездны.

38.  Будучи так просветлен, пусть он принесет Клятву Бездны; воистину, пусть он принесет Клятву Бездны.

 

[1] Этот документ был впервые обпуликован в Равноденствии I (7), весной 1912 e.v.; где он был назван “Liber תישאב Viæ Memoriæ”; в МТП он был назван “Liber תישאב Vel Thisharb”. “Thisharb” – транслитерация названия на иврите. В последнем издании Liber ABA название сведено к назван “Liber Thisharb vel Viæ Memoriæ”.

[2] Эта книга повествует о том, как спросить “Почему?”,  “Каково мое отношение с природой?”.

[3] Нужно уничтожить свои ложные понятия о том, кто и что мы такие, перед тем как найти суть вопроса. Поэтому нужно понять эти ложные понятия, перед тек, как устранить их. Пока это не будет выполнено в совершенстве, Истина будет смешиваться с остатками Лжи.

[4] Жизнь до сих пор была руководима этими ложными понятиями. Поэтому, после их устранения, мы не имеем стандарта для контроля мыслей или действий; и, пока не родится истина, можно двигаться только силой собственной инерции. Это выпрыгивание.

[5] Те, кто располагают Книгой 185 “Liber Collegii Sancti”, заметят, что каждый градус, кроме соискателя, обязуется служить своим подчиненным.

6 Делает свободного Адепта полностью совершенным перед продолжением.

[7] В МТП написано “особое Благоволение” вместо “особого постановления”.

[8] Равноденствие I (5) (весна 1911), п. 28-59, особенно п. 48-56.

[9] Магическая Память (т.е. память о предыдущих инкарнациях) освобождает от желания, показывая, сколь тщетны и болезненны все земные и даже субмагические достижения.

[10] “Халдейские Оракулы Зороастра”, под ред. Весткотта, с небольшими изменениями и вводными дополнениями Кроули.

[11] Формулу Великой Работы, “Solvé et Coagula” [Лат., “Растворяй и Сгущай”] можно истолковать следующим образом.  Solvé, растворение Себя в Бесконечном; Coagula, представление Бесконечного в конкретной форме наружу. Обе необходимы для Задачи Магистра Храма. Он может появиться на любых других Небесах, в соответствии со своей общей природой, в своей магической маске посвящения.

[12] Лат., буквально “ослиный мост”, то есть, препятствие.

[13] Забвение Фрейда пытается защитить от потрясения смерти. Необходимо собраться с силами, чтобы встретиться с ней по-другому, а не рискуя по привычке собственной жизнью.

[14] В МТП сказано “открыв это” вместо “установив это”.

[15] Одному известному мне Брату часто не удавалась Эта медитация. Но однажды его лошадь сбросила его с 40-футовой отвесной скалы, и отделавшись царапинами и ушибами, он вспомнил о своих многочисленных близких уходов от смерти. Это оказалось последним фактором в его проблеме, которая, так закончившись, разрешилась в мгновение. (Китайская Граница 1905-6).

[Ссылка на Китайскую Границу в 1905-6 гг. была добавлена в МТП, но не появилась в Равноденствии. Брат, занятый в инциденте, сам Кроули; См. Исповеди, СС. 472-473].